среда, 28 ноября 2012 г.

Андижан: путевые заметки

Андижан – административный центр Андижанской области, расположенной в Ферганской долине Узбекистана. Население города - 340 тысяч человек. По утверждениям археологов, возраст Андижана - более 2000 лет. Здесь можно свободно говорить по-русски - даже если вас не поймут, то по крайней мере внимательно выслушают.

Вечерний Андижан (источник фото)

Добраться до Андижана из Ташкента можно на машине (через Камчикский перевал); расстояние 360 км, время в пути при условии соблюдения скоростного режима – пять часов, не меньше. С поздней осени до середины весны перевал может закрываться в связи с погодными условиями. Лететь самолетом - спокойнее и безопаснее. Перелет туда-обратно стоит порядка 100 долл. США*. 

Если у вас нет особых предпочтений в плане гостиницы, заранее бронировать номер не обязательно: в гостиницах, как правило, есть свободные номера. Да и самих гостиниц в городе предостаточно - любой таксист может посоветовать несколько неплохих вариантов. Таксисты вообще много чего посоветовать могут - работа у них такая.

Нью-Андижан (источник фото)
 
Андижану есть чем гордиться: и чудесными фруктами, и неповторимым пловом, и андижанской полькой, которая, по слухам, вдохновляла Моцарта, Чайковского и автора Nokia tune. Родной город Бабура (правителя, полководца, основателя государства Великих Моголов в Индии, а по совместительству - поэта и писателя), Андижан известен и тем, что здесь говорят на самом правильном, самом литературном узбекском языке.

Памятник Бабуру

В последние годы Андижан переживает настоящий строительный бум. Масштабы жилищного и коммерческого строительства потрясают даже видавших виды путешественников. Сказать, что город меняется на глазах – ничего не сказать. Главные улицы полностью перестраиваются, и получается какая-то Европа. Недавно город обзавелся собственным Гермесом, благодаря чему Андижан теперь в одном списке с такими европейскими столицами, как Будапешт и Москва.

 
Но строительство (пока) захватило не весь город. Так, трех-, четырех- и более-этажные здания строятся как правило вдоль главных дорог, а за этими самыми зданиями находятся старые андижанские махали – невысокие, тихие, неспешные. И в этих махаллях иногда встречаются просто таки исторические строения.



О еде. Утолять аппетит в Андижане – исключительное удовольствие. Когда хочется покушать вкусно, но без особых изысков, столовка системы «ошхона» - самое то. В районе базара имеется ошхона «Шумбола». Мы зашли довольно поздно для обеда, поэтому из меню в наличии имелся только уйгурский лагман на первое и шашлык на второе. Но какой это был лагман!.. А какой это было шашлык!!! Плюс сверхзвуковое исполнение заказа и какая-то символическая цена. Конечно, вегетарианцам и другим однокоренным товарищам, не кушающим мяса, «Шумбола» предлагает только чай, хлеб и салат. Что поделать, национальная узбекская кухня без мяса – как отряд без командира: вроде всё есть, но не хватает главного. Ведь даже в блюда с тыквой (самсу и манты) полагается класть кусочек думбы (курдючного сала), после чего они становятся не только полезными, но и вкусными. Так уж получилось - узбеки настолько суровы, что еда без холестерина не приносит радости, а пол-лягана плова в шесть-семь часов утра - шикарный завтрак...



Справедливости ради нужно отметить, что в Андижане есть много кафе и ресторанов для более притязательных клиентов – с шиком, размахом и королевским меню. Такие места известны на весь город, поэтому найти их особого труда не составит. 

Пару слов о загадочном андижанском блюде под названием «нон-бургер», что можно перевести как хлебный сандвич или бутерброд с хлебом. Звучит как лингвистический бред, а по сути - шаурма в лепешке.


Мраморный фаст-фуд с меню на окнах. Нон-бургер - номер один.

А вот про главную жемчужину андижанской кухни - андижанский плов - я в этот раз рассказывать не буду: он заслуживает отдельного поста...

***

Дефицита гостиниц в Андижане нет, и предложение растет. Поделюсь впечатлениями от “Hotel Royal”, что близ бывшего парка Пушкина, в которой мне довелось провести несколько дней.


Сначала о хорошем. “Royal Hotel” – новая частная гостиница. В холле есть массажное кресло, правда, на второй день моего пребывания в гостинице оно уже не работало. В номерах (по крайней мере в «люксах» и «полу-люксах») имеется телевизор, кондиционер и холодильник и почему-то всего две розетки на все. По сообщениям очевидцев, в некоторых номерах имеется и третья розетка, но до нее еще надо добраться. Что важно – в номерах есть беспроводной интернет, притом неплохой, притом бесплатный. Приятная мелочь – две обновляемые пол-литровые баклажки с минеральной водой (с газом и без). А чтобы поднять себе настроение, можно почитать инвентарный перечень добра, имеющегося в номере. 

Холодельник, светелник, откривалка - все здесь, а вот про душовой кобина - это преувеличение

Но были и не очень приятные сюрпризы. Например, почему даже в «люксе» вместо ванны предлагается душевое пространство без занавески? Зачем резиновые шлепанцы для душа, которые выглядят так, будто их здесь забыл какой-нибудь бездомный? Огорчило и то, что во время завтрака вместо яблочного сока предлагается жидкость с непонятным составом, внешне похожая на яблочный сок, но яблочным соком не являющаяся.

Собственные шампунь, гель и зубная щетка – идея, конечно, неплохая, но почему все написано на английском языке, а «Нотел Роял» - на русском?..

Особого внимания заслуживает тема дорожного движения. Общественный транспорт Андижана представлен микроавтобусами Isuzu и недоавтобусами Damas. Такси стоит 1000 сум (50 центов) с человека вне зависимости от расстояния; единственное исключение - аэропорт (цена договорная). Для того чтобы остановить такси, не нужно трясти рукой и кричать «Такси! Такси!». Достаточно повернуться лицом к движению, слегка приподнять указательный палец и просто смотреть в сторону приближающихся машин. Не удивляйтесь, если в ответ на ваш призыв остановится машина, в которой кроме водителя уже сидят четыре пассажира. Загляните в глаза водителю и вы поймете: он действительно верит, что не то что один, еще как минимум два человека смогут поместиться в его безразмерном авто.


Дамас - народный недоавтобус (источник фото)

Популярна езда по диагонали и непредсказуемые перестроения, а вот поворотники не в тренде. Пешеходов так много, что водители предпочитают их не замечать. Поэтому неподготовленному туристу для перехода оживленной улицы в час пик даже по пешеходному переходу требуются мужество и сноровка.

***

А фрукты здесь воистину замечательные - чрезвычайно вкусные, полезные и недорогие. Килограмм чудесного розового винограда сорта Ризамат стоил 85 центов по курсу Центрального Банка. Виноград того же сорта аналогичного качества в ташкентском супермаркете предлагался по цене около 7 долл. США за кг. Как говорится, почувствуйте разницу.


Элитный виноград сорта Ризамат (источник фото)

В 1902 году землетрясение прокатилось по Ферганской долине. Трясло не по-детски, но комплекс Джами выстоял. В общем-то, из исторических памятников Андижана только он один и выстоял, так что посмотреть его стóит хотя бы из уважения.


(источник фото)


Так что приезжайте в Андижан, гости дорогие, не пожалеете!

* Цены приводятся по состоянию на ноябрь 2012 г. Цены в долл. США указаны по курсу ЦБ.

3 комментария:

  1. Как доехать от Андижана до Ташкента на общественном транспорте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Ташкент из Андижана ходят автобусы, но откуда они отходят надо уточнять в Андижане...

      Удалить
  2. Общественный транспорт как не ходил в Ташкент, так и не ходит. Единственный вид транспорта - такси.

    ОтветитьУдалить