четверг, 4 августа 2011 г.

Ташкентский музей железнодорожной техники


В длинной череде столичных «самых-самых» скромно расположился Ташкентский музей железнодорожной техники. Находясь на самом краю Привокзальной площади (или как она сейчас называется), он хранит более чем вековую историю нашей железной дороги. Но попроси обычного ташкентца назвать самые главные столичные достопримечательности, о музее вспомнит не каждый, а кто вспомнит, так не сразу. И это при том, что наш железнодорожный музей – самый поездатый музей в Центральной Азии! Да и в мировых масштабах он авторитетный тяжвес.


А началось все в 1988 году, когда в честь 100-летнего юбилея Среднеазиатской железной дороги была организована выставка, на которой были представлены образцы железнодорожной техники, работавшие на СЖД. Интерес публики был настолько велик, что руководство железной дороги приняло решение превратить выставку в постоянно действующий музей. И через год, 4 августа 1989 года состоялось торжественное открытие Ташкентского музея железнодорожной техники.

Так выглядел музей в 1990-х
За эти годы музей не просто не зачах – он можно сказать расцвел. Невооруженным глазом видно, сколько сил и средств было потрачено на облагораживание территории и реставрационно-восстановительные работы. Вход в музей выполнен в модном стиле «колонны, подпирающие небо»; внутри – тротуары и газоны, а также симпатичные фонари в стиле старой Европы. Не так давно был построен и весьма душевный мини-вокзал, с которого отправляется экскурсионный поезд. К тому же в музее довольно тенисто, хотя еще совсем недавно зелени было еще больше. В связи с прокладкой трамвайных путей музей лишился зеленой полосы шириной в несколько метров; однако позвольте вас заверить: это не самое худшее, что могло произойти с музеем в связи с совершенствованием трамвайного сообщения в столице.


Благодаря стараниям работников музея неплохо выглядят и экспонаты музея, несмотря на то что они: (1) далеко не молоды; (2) находятся на открытом воздухе в сложных климатических условиях; (3) подвергаются постоянным нашествиям мальчишек. Так что не надо морщить нос, если вы вдруг обнаружите, что на некоторых экспонатах отколупалась краска, кое-где не хватает деталей, а особо укромные места хранят автографы наиболее одаренных (и, видимо, наименее воспитанных) посетителей.

Натурные экспонаты
Если театр начинается с вешалки, то этот музей начинается со «Шкоды» КЧ4-228. Этот узкоколейный паровозик долгие годы работал на одной из шахт близ Коканда. Отработав свое, КЧ, вопреки традиции, не пошел на металлолом, а продолжил трудовую деятельность на Кокандской детской железной дороге. В 1989 году произошло землетрясение, разрушившее Кокандскую ДЖД, и оставшейся не у дел «Шкоде» опять засветила перспектива отправиться на переплавку. Однако паровозику была уготована иная судьба: в том же 1989 году он занял почетное место у входа в Ташкентский музей железнодорожной техники. Но кто знает, может и это – не последняя пристань, и КЧ4 еще предстоит вернуться в строй?

"Шкодный" привратник

Справа от входа в решетку уперся гигант СУ 1925 года рождения. К авиации этот паровоз не имеет решительно никакого отношения – «СУ» означает не «КБ им. Сухого», а «Сормовский усиленный» (т.е. усиленная версия дореволюционного паровоза Сормовского завода). Махина действительно неслабая: имея вес 85 тонн и «рост» больше 5 метров, паровоз разгонялся до 125 км/ч…



Такую же скорость развивал другой гигант, выставленный в музее – пассажирский паровоз П36 «Победа» (он стоит слева от входа, прямо рядом с мини-вокзалом). Оказалось, что я со своими метр-восемьдесят четыре на 1 сантиметр ниже его колеса… Эта «Победа» имеет порядковый №250, то есть она была предпоследней в этой серии (всего было выпущено 251 П36). На этом паровозе по существу прекратилось строительство пассажирских паровозов в стране, а серией ЛВ, образец которого также выставлен в музее, завершилось строительство и грузовых паровозов.


Чуть дальше справа находится звезда советского экрана – паровоз серии «Ов», прозванный в народе «Овечкой». Сотрудники музея поговаривают, что фильмография «Овечки» - аж 7 кинофильмов, в том числе знаменитые «Неуловимые мстители». Ну скажите, где еще вы сможете не только воочию увидеть звезду экрана, но и потрогать ее и даже забраться внутрь?! И это несмотря на то, что «Овечка» - старейший из паровозов в коллекции музея: через 2 года ей исполнится 100 лет!



Не могу не упомянуть еще один весьма любопытный экспонат – выпущенный в 1965 году двухэтажный вагон, а точнее – «вагон с куполом обзора». Это в Европе «двухэтажки» стали обычным явлением; в СССР же вагоны такой конструкции так и остались научно-техническим экспериментом. По словам экскурсовода музея, с конвейера Ленинградского завода им. Егорова сошло всего 16 таких вагонов – по одному на каждую из железных дорог СССР; они создавались как туристические и какое-то время даже находились на службе. И хотя само по себе присутствие столь редкого экземпляра однозначно делает экспозицию музея богаче, интерьер вагона не сохранился, и соответственно увидеть, в каких условиях возили интуристов, не получится.

Заслуженный железнодорожник С.Н.Камилов
на фоне двухэтажного вагона

Всего же коллекция музея насчитывает 53 единицы подвижного состава, из которых 13 паровозов, 17 тепловозов, 3 электровоза, 10 вагонов, а также ассорти из наиболее интересных образцов ремонтно-строительной техники прошлого века. Причем вы нигде не увидите табличек «руками не трогать – ногами не топтать». Но я все же не рекомендую дергать и крутить все, что под руку попадется: или сломаете, или поранитесь.


Экскурсионный поезд

Пикантность музею добавляет проложенная вдоль всей экспозиции узкоколейная железная дорога длиной в 420 метров, по которой бегает (точнее, неспешно передвигается) экскурсионный поезд, состоящий из тепловоза ТУ7 и двух открытых вагонов оригинальной конструкции –результата скрещивания банального старого трамвая с вагонеточной коляской. И хотя зимние вагончики в музее также имеются (еще одно наследство почившей Кокандской ДЖД), они не используются по техническим причинам – выражаясь фигурально, они не сошлись характерами с колеей.



Поезд отправляется, когда наберется группа, но даже если кроме вас не окажется ни одного желающего прокатиться с ветерком (а такое развитие событий довольно маловероятно), можно договориться и об индивидуальном туре. На момент подготовки этого поста, стоимость поездки до конца музея и обратно составляла порядка 10 тысяч сум, т.е. меньше 5 долларов. 5 человек – по доллару с носа :) Только имейте в виду: по понедельникам и вторникам поезд не работает.

Александр Григорьевич, машинист экскурсионного поезда

Музей истории железной дороги

В одном из вагонов организован музей истории железной дороги. Здесь есть немало любопытных экспонатов, в том числе допотопный телеграф «Сименс и Гальске», не менее допотопный железнодорожный фонарь со свечкой внутри, загадочный «электрожезловой аппарат» (человеку, далекому от железной дороги, смысл этого аппарата сложно понять даже после подробного рассказа экскурсовода), несколько замечательно выполненных макетов паровозов, исторические фотографии и документы, а также многое и многое другое…



В общем, приходите сами – не пожалеете.














Вместо заключения

Первое воскресенье августа – День железнодорожника. Если у вас есть родственники или знакомые, работающие на железной дороге, не забудьте их поздравить. И я, пользуясь случаем, поздравляю всех железнодорожников Узбекистана: здоровья вам, счастья и долгих лет! Кроме того, хочу сказать большое спасибо за неоценимую помощь в подготовке этого поста работникам музея и лично хранителю фондов Борису Петровичу Соболеву, а также Камилову Сулайману Назаровичу, более 40 лет жизни проработавшему на железной дороге, в том числе в должности первого заместителя руководителя Среднеазиатской железной дороги.

Полезная информация

На момент опубликования этого поста стоимость «взрослого» билета составляла 1000 сум, «детского» – 500 сум. На бесплатный вход имеют право почетные железнодорожники, кавалеры высших правительственных наград, ветераны Великой Отечественной Войны и инвалиды. Музей работает каждый день с 9 утра до 6 вечера. Адрес: г. Ташкент, ул. Туркестон, 6 (станция метро «Тошкент»). Телефон для справок: 299 7040.


5 комментариев:

  1. Прикольный пост )))) Короткий и обстоятельный )))) Сразу вспомнились 4 года, которые я посвятил ташкентской ДЖД... Спасибо Тимыч!

    ОтветитьУдалить
  2. супер, пиши еще. ждем-с записей насчет аквапарка с фото полуобнаженных женщин. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Товарищ Шмурге! По поводу аквапарка хочу предупредить: для гендерного баланса придется вешать фото не только полуобнаженных женщин, но и полуобнаженных мужчин! А это - зрелище не для слабонервных...
    Т.А.

    ОтветитьУдалить
  4. На очереди:
    1. Музей геологии (красивые фото камушков, метеоритиков)
    2. Музей здоровья
    3. Музей природы (если он жив еще)
    4. Музей искусств (с 1996 г. неизвестно что нового в нем)
    5. Музей истории Узбекистана (очень бывший Ленина)
    6. Почему бы не дендрапарк (или теперь это "имя нарицательное"?
    7. Хунарманд
    ... в качестве идей для новых постов
    6. Музей А.Тимура

    ОтветитьУдалить
  5. За идеи спасибо!
    Жаль, что ограничен двумя полушариями, десятью пальцами и двадцатью четырьмя часами в сутках...
    Т.А.

    ОтветитьУдалить